Храм Покрова Пресвятой Богородицы (Солёное Займище)

Материал из справочника «Храмы Ахтубинской епархии»
Перейти к навигации Перейти к поиску
Храм Покрова Пресвятой Богородицы (Солёное Займище)

Храм Покрова Пресвятой Богородицысело Солёное Займище, Черноярский район, Астраханская область.

Сведения о храме

До построения своего храма жители села были приписаны к Черноярскому Вознесенскому собору. В 1809 году они обращались к архиепископу Гаю за разрешением построить молитвенный дом и с просьбой об определении к ним священника, но получили отказ ввиду малочисленности населения. После повторной просьбы в 1814 году разрешение было получено. В январе 1816 года к ним был определён притч, а в апреле построен молитвенный дом во имя Покрова Пресвятой Богородицы.

В январе 1818 года было получено разрешение на строительство церкви. В 1825 году архиепископ Мефодий утвердил план постройки, но из-за недостатка средств построена она была и освящена только в 1837 году. По описанию 1852 года [1], Церковь была одноэтажная, каменная, однопрестольная, с каменной колокольней. Покрыта была железом и покрашена масляной краской медянкой. Архитектурой своей храм не привлекал внимания, но внутри был вместителен и довольно красив. Храм был построен без трапезы, с тремя папертями. Пол был устлан красным кирпичем, уложенным ребром. Алтарь и амвон устланы белым кирпичем, уложенным плашмя. Амвон и солея были возвышены на две ступени. В храме было только одно небольшое окно в алтаре, а над северными и южными дверями вместо окон полукружия. В куполе имелась роспись, но краски постоянно отпадали из-за сырости и солончатого кирпича. Само здание давало трещины и часто была поправляема. Иконостас, несмотря на малое количество икон, был весьма красив.

Храм был возведен в центре села на возвышенном месте, имел площадку, огражден был деревянным частоколом.

В середине XIX в. изменившееся русло Волги поставило существование храма под угрозу. В 1889 году в храме произошёл небольшой пожар, от которого убытки составили 400 руб.

В 1906 году был построен новый храм. Строительство обошлось в 100 тыс. рублей. В храме было три престола: центральный – в честь Покрова Пресвятой Богородицы, боковые – в честь Рождества Иоанна Предтечи и Святителя Николая. Из старого храма в новый был перенесён иконостас. Старый храм разобрали, из его кирпича построили забор.

С точки зрения архитектуры храм представляет собой куб с повышенными притворам, который переходит в слабо выраженную четвериковую форму, увенчанную восьмериком. Выразительность силуэта здания дополняется высоким шатром колокольни.

По описанию 1910 года [2],– храм в Солёном Займище кирпичный, снаружи выбелен известью, покрыт железом, выкрашенным зелёной масляной краской, внутри оштукатурен и выкрашен масляной краской. Длина храма с колокольней 18 саж. (38,4 м), наибольшая ширина 11 саж. (23,5 м), высота до верха карниза 5 саж. (10,7 м). Храм венчает одна глава. В здании храма 30 окон (в т.ч. в куполе), 4 наружных створчатых, обшитых железом двери, 6 внутренних створчатых больших стеклянных и две створчатых малых. Длина иконостаса составляла 11 саж.1 арш. (24 м), высота – 15 арш. (10,7 м). Храм отапливался одной печью в подвале. Трехъярусная колокольня общей высотой до верха карниза 13 саж. (27,7 м).

Храм окружала церковная ограда, состоявшая из кирпичного цоколя и кирпичных столбов с железными между ними решетками, с железными вратами и четырьмя также железными калитками, длиной всего 104,2 саж. (222 м). Цоколь ограды был высотой 1 арш. 6 верш. (1 м), толщиной 15 верш. (0,7 м), 42 столба высотой от цоколя 2 арш. 6 верш. (1,7 м) и 2 столба для врат высотой от земли 5 арш. (3,6 м), с кирпичной аркой между ними, железными решетками высотой 2 арш. (1,4 м). Цоколь и столбы покрыты сверху железом, побелены известью, все железные части ограды были покрашены масляной краской.

В июне 1934 году храм был закрыт. Жители села написали жалобу, которую подписали 572 человека из «общего количества обслуживаемого церковью населения», составлявшего 1245 человек. В октябре 1934 года вышло постановление церковь вернуть, предварительно освободив от хлеба. По всей вероятности, храм неоднократно открывали и закрывали вплоть до 70-х гг. XX в. В 1970 году иконостас вывезли в астраханский музей, а из храма сделали зернохранилище.

В 1992 году храм передали верующим. В 1993 году как объект архитектурного наследия он взят под охрану государства.[3]

Храм действует. В октябре 2015 года впервые за много лет состоялась литургия в центральном приделе храма, которую возглавил епископ Ахтубинский и Енотаевский Антоний.

Имена в истории храма

  • Священнослужители:

1816-1823 – священник Никита Смирнов 1823-1825 – притч был упразднен

1825-1830 – священник Петр Иванов

1830 – священник Лукиан Антонов

1831-1842 – священник Никита Николаев

1842-1843? – священник Петр Цветков. Впоследствии принял монашество с именем Павел. Как выпускник Санкт-Петербургской духовной академии был в составе Тринадцатой Русской Духовной миссии в Пекине (1850-1858). Умер в Пекине в 1855 году [4]

1843-1845 – священник Герасим Кронидов

1845-1852? – священник Филипп Хренов

1910-1917? – священник Федор Лавров

1915-1917? – священник Петр Соколов

?-1934 – священник иеромонах Савватий (Массолитов Савва Иванович). 1 февраля 1934 года тройкой при ПП ОГПУ Нижне-Волжского края был обвинен в антисоветской агитации и приговорен к пяти годам лишения свободы. Дальнейшая судьба неизвестна. Реабилитирован в 1989 году. [5]

1952-1959 – священник Илья Петрович Ермаков. Был рукоположен в священники в 72 года после 3-месячной стажировки. Семинарского образования не получил, окончил лишь четыре класса церковно-приходской школы. [6]

Из воспоминаний

  • Из письма священника Покровской церкви с. Солёное Займище Ермакова Илии Петровича своей дочери 3 марта 1952 г.:

"… я день и ночь смотрю только на храм Божий, он красуется своим великолепием, в точности по плану как собор Покрова Пресвятой Богородицы в г. Астрахани. Виден издалека около 15 км своими куполами. А также и внутри, прекрасный и высокий иконостас с прежней живописью как в соборе, кругом ограда деревянная, а раньше была каменная, которую разобрали. <...> в этом [храме] в зимнее время служить невозможно, только исключительно в большие праздники или в теплую погоду. Я вам, мне кажется, писал, что служу в сторожке..."

Литература

  • РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 53. Л. 87-91.
  • ГА АО. Ф. 599. Оп.1. Д. 126. Л. 1-32. Описание церкви с. Солёное Займище Черноярского уезда.
  • ГА АО. Ф. Р-1760. Оп. 1. Д. 42. Л. 29-38. Отчёт по обследованию памятников архитектуры Черноярского и Енотаевского районов Астраханской обл. и Казанского собора г. Астрахани [1985 г.]
  • ГА АО. Ф. Р-1760. Оп. 1. Д. 43. Л. 31-43. Приложение к Отчёту по обследованию памятников архитектуры Черноярского и Енотаевского районов Астраханской обл. и Казанского собора г. Астрахани от 25.03.85.
  • ГА АО. Ф. Р-1760. Оп. 1. Д. 47. Л. 44-61. Предварительное обследование недействующих церквей Черноярского района Астраханской обл. [1987 г.].
  • ГА ВО. Ф. Р-2059. Оп. 2. Д. 692. Постановление Крайисполкома и другие материалы о закрытии по желанию населения церквей в селе Солёное Займище Черноярского района.
  • ГА ВО. Ф. Р-2059. Оп. 2. Д. 698. Л. 23. Сведения о религиозных объединениях и наличие колоколов в Черноярском районе по состоянию на 1935 г.
  • ГА ВО. Ф. Р-6284. Оп. 1. Д. 26. Л. 149. Копии указов и выписок из указов епископа, послания патриарха, справки о регистрации и анкеты духовенства.
  • Обозрение Преосвященством, Преосвященнейшим Никодимом, Епископом Астраханским и Енотаевским церквей ст. Дурновской, Колпаковки, Нижне-Лебяженской, Замьяновской, Сероглазинской, г. Енотаевска, ст. Копановской, Ветлянинской, Никольского, Солёного Займища, Чёрного Яра, Мироносицкого монастыря, Пришиба Енотаевского, Михайловки, Ивановки, Владимировки, Косикинской и Верхне-Лебяжинской ст. // Астраханские епархиальные ведомости. – 1913. – № 27. – Отд. неоф. – С. 715-722; № 28. – Отд. неоф. – С. 731-737; № 30. – Отд. неоф. – С. 768-777; № 31. – Отд. неоф. – С. 811-819; № 32. – Отд. неоф. – С. 837-843; № 33. – Отд. неоф. – С. 868-871; № 34. – Отд. неоф. – С.896-900; № 35-36. – Отд. неоф. – С. 921-925; 1914. – № 1. – Отд. неоф. – С. 20–23. [см. № 31. С. 816-819]
  • Никитин В. П. Астрахань и её окрестности. – М. : Искусство, 1982. – 151 с. [см. С. 89, 94]

Ссылки

Примечания

  1. ГА АО. Ф. 599. Оп. 126. Д. 53. Л. 9-10об.
  2. РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 53. Л. 87-91.
  3. О принятии на охрану государства объектов, представляющих историческую и культурную ценность: Постановление Главы Администрации № 230 от 27.12.1993 // Кодекс: Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации: [сайт]. – URL.: http://docs.cntd.ru/document/439049461
  4. Православие на Дальнем Востоке: 275-летие Российской Духовной миссии в Китае. СПб., 1993. С. 37-38; Состав Русской Духовной миссии в Пекине
  5. Очерки истории Астраханской епархии за 400 лет ее существования: в 2 т. Т. 2: Очерки истории Астраханской епархии с 1902 по 2002 г. Ростов н/Д, 2002. С. 203.
  6. По материалам из архива игумена Иосифа (Марьяна).

Фотографии